Представьте, что вы молодая, талантливая, но известная лишь в узких кругах музыкальная группа, и вашим амбициозным желанием является запись саундтрека к фильму!!! Ситуация кажется вам безнадежной? Да, но только если вы не Portishead!

По какой причине Джефф Бэрроу, Бет Гиббонс и Эдриан Атли страстно хотели озвучить именно киноленту мы не станем обсуждать, однако их решение вызывает восхищение. Не получив ни одного предложения из Голливуда на создание саудтрека, ребята решили проблему очень оригинальным способом — они сняли и озвучили собственный фильм!

Убить мертвеца (To Kill a Dead Man)

Джефф, Бет и Эдриан не только выступили в качестве создателей картины, но и сыграли в короткометражке все главные роли. Как объяснили сами ребята, у них просто не хватило бы навыков объяснить нанятым актерам задачу и поэтому проще оказалось воплотить свои идеи самостоятельно.

Фильм «Убить Мертвеца» (To Kill a Dead Man), на самом деле, является пародией на шпионские фильмы того времени, в которых присутствует двойная игра и неожиданный поворот. Конечно, у любителей жанра не возникнет вопросов, касательно сюжета фильма, однако человеку, не знакомому с этим слоем кинематографического искусства бывает (судя по частым вопросам на тематических форумах) сложно разобраться в происходящем на экране. Я ведь, кажется, забыл упомянуть, что фильм — немой… 🙂

Но, хватит рассуждений, давайте смотреть.

Признаюсь, первый раз я «слушал фильм». Т.е. все девять минут я больше внимания уделял музыкальной составляющей, а мелькающие картинки были для меня лишь второстепенными декорациями. Хотя, нельзя не заметить, что на эмоциональном уровне, визуальная составляющая идеально гармонирует с музыкой, т.е. великолепно усиливает мрачную, давящую атмосферу произведения. Именно так и должен (на мой взгляд) выглядеть «визуальный трип-хоп».

На третий раз (благо, фильм не длинный) я начал складывать кирпичики сюжета и где-то к пятому просмотру, предо мной проявилась картина происходящего, и я восхитился замыслу создателей. Какого же было мое удивление, когда жена (воспитанная на Пуаро и Марпл), уже на третьей минуте сказала мне, что будет дальше, и чем все закончится… Оказывается, для людей сведущих, это действительно, «избитый сюжет» и все ходы — шаблонны и очевидны.

Если вам фильм показался понятным и вопросов не осталось, можете дальше не читать. Если вы еще не смотрели его — НЕ СМЕЙТЕ читать дальше! …ибо дальше я расскажу, что происходит в короткометражке.

Спойлер к фильму группы Portishead — «Убить Мертвеца» (To Kill a Dead Man).

Как, с улыбкой указала мне жена — «так в названии же рассказано о сюжете фильма, чего тут думать-то?»

В начале фильма мы видим человека с серьгой (Эдриан Атли), который обдумывает следующий ход на шахматной доске. Разумеется, шахматная доска — это аллегория и в действительности он думает о своей жизни. После того, как он делает ход (причем ход явно решительный и переломный), мы получаем подсказку, что он решился на серьезный шаг в жизни.

Убить мертвеца (To Kill a Dead Man)

Затем мы видим как длинноволосый киллер (Джефф Бэрроу) убивает человека с серьгой. Лишь на третьем просмотре я заметил, что человек с серьгой, после того как «его мертвое тело» погрузили в машину, оборачивается и кидает короткий взгляд на женщину (не важно, жену или любовницу), которой, как мы уже начинаем понимать и предназначался весь этот спектакль. Это и был обдуманный над шахматной доской ход!

Далее, авторы фильма показывают нам шоковое состояние и страдания (многократное переживание убийства близкого человека) главной героиней (Бет Гиббонс). Судя по ее эмоциональному состоянию, то, что она оказалась на больничной койке — закономерный результат.

Следующий кадр, показывает мужчину, переворачивающего шахматную доску. Если мы будем исходить из идеи, что создатели, имеющие всего 9 минут для рассказа, потратили полминуты на этот эпизод, то становится ясно, что он не мог быть лишним, и очевидно означает, что играющие поменялись местами (или их позиции поменялись местами). В любом случае, теперь ход за женщиной…

…но она пока на больничной койке в полусознательном состоянии. И, как это часто бывает, именно в такие моменты люди переосмысливают все произошедшее с ними. Я не буду пытаться разложить по полочкам все видения женщины, и уж тем более отделить сон и бред от реальности… бросается в глаза лишь ощущение ее неуверенности, что прячет ее любимый человек за спиной — букет или пистолет.

И вот уже она делает свой «шахматный» ход! Вероятно, это простое совпадение, что она обратилась к тому же киллеру, что и ее муж, хотя это и не так принципиально. Лично меня кольнул короткий эпизод, когда убийца, по пути на мокрое дело, обменялся кивком с мороженщиком, ибо я сразу вспомнил шедевр Дж.Джармуша «Пёс-призрак: путь самурая». …и если бы он («Пес призрак») не был снят на пять лет позже, то пазл в моей голове сложился бы, а так лишь еще одна загадка 🙂

Ну и финальная сцена. Человек с серьгой встречается со своим киллером (с одной стороны надо было взять эту фразу в кавычки, но в свете развивающегося сценария, уже и не надо :)) и встречается взглядом со своей женщиной. На ее лице не дрогнул ни один мускул, ибо она уже давно все поняла и похоронила его, сначала в своем сердце, а теперь уже и физически.

Убить мертвеца (To Kill a Dead Man)

Теперь это понял и он. Но, все ходы уже сделаны. Он проиграл партию и будет убит по-настоящему.

Во время титров нам предлагается еще один шедевр от Portishead — Sour Times (Мрачные времена), так что ни одного раза у меня не было желания выключить фильм не досмотрев титры до конца 🙂

По-моему, очень достойный дебют для молодой (в 1994 году) группы. Если бы в наше время каждый, рождающийся проект искал (и находил) для своего представления широкой публике подобный оригинальный способ — мы очень скоро оказались бы в безупречном музыкальном окружении, а тонны музыкального шлака так и остались бы никем неуслышанными.



Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями 😉

comments powered by HyperComments