Российский шоу-бизнес в очередной раз напомнил о своем существовании. Как всегда, это связано не с рождением оригинальной группы или выходом отличающегося от унылой попсятины альбома. В очередной раз это была попытка поскандалить…

Суть инцидента в следующем: представители отечественной поп-музыки обнаружили сходство хита «Tear in my heart» группы «Twenty One Pilots» с песней «С новым годом, люди», исполненной группой «Корни» в 2006 году.

Twenty One Pilots и группа Корни

Позволю себе начать с цитирования классика:

СЛОН И МОСЬКА

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас, —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает». —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Аи, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
И.А.Крылов

В очередной раз поражаюсь, насколько классики (я имею в виду И.А.Крылова) пишут вневременные произведения. Уж сколько лет прошло, а их слова по-прежнему актуальны…

Разумеется, прежде всего следует освежить в памяти хит группы Twenty One Pilots, Tear In My Heart, выложенный на YouTube в апреле 2015 года и набравший за это время 92 млн. просмотров.

И клип группы Корни, «С новым годом, люди!», выложенный на официальный канал коллектива в канун 2008-го нового года, и просмотренный за это время 111 тыс. раз.

1. Должен признаться, действительно, сходство есть. Не являясь профессиональным музыкантом, я слышу похожий ритмический рисунок куплета. Мало того, я точно где-то его уже слышал (и уж определенно, не у Корней). Не то Тараканы, не то Чача Иванов… А возможно и Fall Out Boy… Вспомню, обновлю статью.

С другой стороны, абсолютное большинство попсовых мелодий можно уложить в десяток основных мотивов, повторяющихся из песни в песню. Благо, композиторы, работающие в данном жанре это понимают, клепают тихонько альбом за альбомом для очередных Нюш, Ксюш и Танюш… и глупостями не занимаются.

Очень хорошо об этом рассказали (и показали) ребята из The Axis of Awesome. Было бы крайне смешно, если вы все, прозвучавшие в ролике группы начали подавать друг на друга в суд. 🙂

2. Конечно, подобные претензии, вызывают скорее умиление, чем желание всерьез воспринимать обвинения. С другой стороны, ничего плохого в том, чтобы «попиарить», забытую всеми группу Корни, не выпустившую ничего стоящего, после нескольких песен на одной из фабрик, не вижу. Уж слишком разные «весовые категории» у музыкантов (снова вспоминается басня, вынесенная в эпиграф к статье).

Предположим, что на этот PR-ход обратят внимание несколько тысяч человек. Многомиллионная армия поклонников TØP проглотит столь ничтожную цифру даже не заметив всплеска, зато Корни смогут серьезно (возможно, в разы) увеличить свою узнаваемость среди старшеклассниц! Девочки, выходя на переменках курить, снова будут напевать «…мороженое …ё — это сердце твоё»

3. Вызывает уважение реакция И.Матвиенко (композитора и продюсера новогодней песни), похоже, единственного вменяемого человека среди всего этого попсового сброда. В то время, как он, пожалуй, единственный человек, чьи интересы были затронуты, Матвиенко спокойно отнесся к инциденту и не стал раздувать из него скандала. Приятно видеть человека, разумно рассуждающего о ценности «трехаккордовых мелодий» и не пытающегося засветиться в любом скандале. Приведу его слова целиком:

Говорить о плагиате в наше время практически бессмысленно, потому что вся конструкция гомофонно- гармонической поп музыки есть плагиат или, как модно говорить на радиостанциях, формат. С таким же успехом Маруани мог бы подать иск к Баху с его золотой секвенцией.

Я бы выделил 4-5 основных песен в поп-культуре. Первая — непосредственно сама поп-музыка, вторая — r’n’b/хип-хоп, третья — рок, четвертая -фолк и несколько подвидов этих основных категорий, например, «быстрая поп-песня», «медленная рок-рыдалка» и так далее. К сожалению, этот язык себя исчерпал – поп- и рок-музыка перестала быть чем-то сокровенным в жизни людей, её вытеснили компьютер и телефон с соцсетями (я уже молчу про саундтреки к фильмам, особенно американским — это же одна бесконечная песня!). Поэтому, подавать иск группе Twenty One Pilots мы не будем — таких рифов и пауз можно найти ещё с десяток. Это очень хорошая группа, пусть она продолжают радовать нас своим творчеством.

А уж если вы хотите послушать действительно оригинальную музыку, то начните с русских композиторов 20 века: Шостакович, Прокофьев, потом Губайдуллина, Шнитке или Арво Пярт с его собственно придуманной композиторской техникой tintinnabuli (букв. «колокольчики»).

Если же говорить о таланте и заимствованиях, я бы привёл слова российского историка культуры Сергея Аверинцева о Вергилии, которого современники также обвиняли его в плагиате: «…между тем сила Вергилия, как и других гениев высокой классики, например Рафаэля или Пушкина, не в последнюю очередь определяется именно тем, сколь много чужого они умеют сделать своим, иначе говоря, тем, в какой мере их личное творчество перерастает в надличный синтез до конца созревшей и пришедшей к себе многовековой традиции…

im

На мой взгляд, слова взрослого мужчины, знающего себе цену, не гоняющегося за дешевой популярностью и не старающегося из кожи вон вылезти, чтобы попасть на страницы желтой прессы. Не говоря уже о том, что его призыв слушать великую академическую музыку заслуживает того, чтобы быть опубликованным в составе любого высказывания, по любому поводу.



По материалам: Подавать иск к Twenty One Pilots мы не будем, это бессмысленно — www.kp.ru — 07.12.2016.
Картинки: www.google.com

Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями 😉