Известный музыкальный критик Jeff Miers о группе «Radiohead» (22 декабря 2017 год)

Наше восприятие музыки субъективно, поэтому глупо спорить о ценности и значении определенного  творческого произведения по сравнению с произведением, которое мы считаем менее достойным.

(Интересные мысли для парня с пометкой «музыкальный критик» рядом со своим именем, вам так не кажется?)

Тем не менее, поясняющий довод  – часто катартический, рассуждение – часто вещь хорошая, и размышлять о наших собственных предпочтениях с достаточным уровнем тренированности для того, чтобы эффективно выразить их языком человеческим – еще лучше. Говоря проще, тот факт, что группа «Radiohead» не представлена в Зале славы рок-н-ролла, обескураживает меня, хотя не так сильно, как результаты фан-голосований. Меня приводит в уныние, что эта крайне оригинальная группа, чьё творчество продолжает пополнять копилку возможностей популярной музыки, одновременно являясь невероятно популярной и в коммерческом плане, в вышеупомянутом исследовании занимает последние строчки.

Одержимость группой «Radiohead»

И так меня это затронуло, что я решил найти еще кого-нибудь, разделяющего мое отчаяние. Мне показалось, что я нашел такого человека в лице Брэда Осборна, доцента кафедры музыкальной теории в Музыкальной школе Канзасского университета. Осборн – также главный почитатель группы. В своей книге «Всё на своём месте: анализируя творчество группы «Radiohead» он рассматривает музыкальное творчество этой всемирно известной арт-рок группы.

Я спросил Осборна, почему «Radiohead», одна из самых влиятельных групп за последние 25 лет, вызвала такое пренебрежительное отношение со стороны голосовавших за ее включение в Зал славы.

Он посоветовал мне смириться с этим.

«Думаю, что про «25 лет» ты попал не в бровь, а в глаз», – ответил Осборн. «Музыкант может быть представлен там только через 25 лет после своего первого релиза. Это означает, что «Radiohead» имели право на то, чтобы быть там представленными, только начиная с этого года. Краткий список групп, которые попали в Зал славы в этот первый год, легендарен: «The Beatles», «Led Zeppelin». Спустя поколение: «Pearl Jam», «Nirvana». Поэтому я не сомневаюсь в том, что группа «Radiohead» будет представлена в Зале славы – несмотря на их безразличие, или даже неприязнь (по отношению к Залу славы) – позже. Возможно, им придется подождать всего лишь два-три года».

Одержимость группой «Radiohead»

Ой. Сейчас я чувствую себя, словно заядлый спортивный фанат, который мечтает, чтобы его любимый игрок любым способом получил почётное звание самого ценного игрока, и надувает губы, когда это не происходит. Давайте тогда отложим на потом пренебрежение Зала славы. Почему Осборн думал, что «Radiohead» имеют все основания на то скрупулёзное исследование, которому он подверг их в своей книге? Ответ, что показательно, вписан в саму музыку благодаря основному автору песен, Тому Йорку.

«Йорк склонен играть на клавишных то, что кажется ему правильным, что часто выходит за пределы традиционного голосоведения», – сказал Осборн. «Например, в «Pyramid Song», «Burn The Witch» и в массе других композиций он просто перемещает связку мажорных трезвучий на всём протяжении звучания клавишных, что сводит на нет наше традиционное понимание ключевого знака, вынуждая нас слышать более широкую тональную палитру как звуковой центр определенной композиции».

Мне нравится вся эта идея с «вынуждая нас слышать более широкую тональную палитру», потому что я действительно склонен рассматривать искусство как способ выразить вызов – вызов темноте, посредственности, тупому механическому повторению, и так далее. Возможно, мне нравится «Radiohead» потому, что эта группа продолжает удивлять меня. Возможно, они нравятся мне из-за их музыкального минимализма, напоминающего мне некоторые произведения Майлза Дэвиса с электронных альбомов поздних 60-х и ранних 70-х, цикличные выразительные паттерны Стива Райха и грандиозность и тематическое развитие поздних «The Beatles» и «Pink Floyd». У них есть то, чего нет у большинства современных поп-музыкантов.

Одержимость группой «Radiohead»

Также мне кажется любопытным то, что значительная часть джазовых музыкантов, с которыми я знаком – многих из них еще даже не было на свете, когда «Radiohead» выпустили альбом «OK Computer» – считают «Radiohead» интереснейшей группой.

«Большая часть того, что движет вперед современную поп-музыку – под этим я подразумеваю песни, сочиненные на основе трех- или четырех аккордной петли – это нечто, что люди назвали мелодически-гармоническим разрывом», – считает Осборн. «В таком виде современной поп-рок практики любой контрапункт более или менее случаен; в вокальных произведениях идёт набор аккордов и мелодия, и пока они оба в одном и том же ключе, нет смысла в планировании, какие мелодические ноты  как выстраивать относительно каких аккордов.  Это просто два слоя, проигрывающихся в одно и то же время».

«Radiohead», напротив, редко используют последовательность аккордов в одном ключе, и поэтому я думаю, что им приходится быть немного более внимательными в планировании, какие мелодические ноты использовать поверх тех аккордов. Таким образом, «Radiohead» больше похожи на джазовых музыкантов: вы собираетесь петь/играть основные мелодические тональности в аккорде, и иногда это приводит к тому, что вы проигрываете ноты за пределами одного ключа».

Это объясняет в теоретических терминах то, что я с самого начала чувствовал интуитивно. Однако это не объясняет тот факт, что группа «Radiohead» собирает стадионы и спортивные комплексы, а не ограничивается маленькими клубами. Разве это не редкость для музыки, что она и намеренно экспериментальна, и в то же время коммерчески успешна?

Одержимость группой «Radiohead»

«Абсолютная редкость», – ответил Осборн. «Единственная сравнимая в этом отношении группа  – это «The Beatles», нашедшая баланс между экспериментом и традициями. Слишком много первого – и они определенно не собирали бы стадионы. Слишком много второго – и мы бы сейчас с вами не разговаривали о том, какие они интересные! Альбомы «Sgt. Pepper» и «OK Computer», вышедшие с разницей ровно в 30 лет, оба зажгли одну и ту же искру, дав людям почувствовать, что музыка стала в одно мгновение понятна, и они все еще – словно глоток свежего воздуха.

Вот сейчас я начинаю понимать.



Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями 😉

comments powered by HyperComments