Главная героиня клипа, темнокожая девушка, указанная в финальных титрах как «Германия». Это собирательный образ современной страны, имеющей по-настоящему сложную, можно даже сказать «черную» историю. Современная Германия наблюдает за своим мрачным прошлым и принимает его со всей скорбью, с какой мать способна принять заблудшее чадо.

Действие клипа, судя по всему, происходит на юге Германии, в эпоху правления римского императора Тиберия.

Надпись «Germania Magna» — в переводе с латыни означает «Великая Германия», именно так называлась земля между Рейном и Эльбой, ставшая к 7 веку до н.э. провинцией Римской империи благодаря завоеваниям командующего Тиберия под руководством императора Августа.

Новый клип группы «Раммштайн» начинается с мрачных кадров Тевтобургского леса. Там, в 9 году н. э. Арминий заманил в засаду и разгромил легионы Вара. Трагическое поражение римской армии — и культовая победа германских воинов. На экране указан 16 год н. э. Именно тогда римляне взяли реванш, разгромив германцев при Идиставизо («долине Дев»). Они вновь вернулись в эти земли, где обнаружили и захоронили останки воинов, павших в бойне Тевтобургского леса. В кадре — кровавая голова с отрезанным носом. Также видны тела людей, которых развесили на деревьях. Это был распространенный для германцев способ казни пленных. Варвар в шкуре отрезает голову убитому. А когда он, развернувшись, демонстрирует её в кадре, мы видим, что это …негритянка.

На экране появляется кровавая надпись — Deutschland. Римские воины с пилумами в руках идут в атаку на негритянку. Первые кадры клипа символизируют рождение Германии в кровавой мясорубке. Это, конечно, миф. Но миф культовый.Движемся дальше, и здесь мы с вами видим сцену, в которой девушка отрезает голову римскому легионеру. Если мы снова обратимся к сюжету Тентобурского леса, то обнаружим, что Арминий в знак победы над римскими войсками, отрубил пропертатору (наместнику) Вару голову, которую в последствии захоронят в его фамильном склепе.



Среди начальных кадров клипа мелькают старые мраморные скульптуры крупных исторических деятелей, среди которых угадывается фигура Альбрехта Медведя (основателя и первого маркграфа Брандербурга, ведшего активную экспансионистскую политику в отношении восточных земель).

Здесь же в лесу мы видим сияющий красный столп света, бьющий в небо (кстати весьма распространенный символ, широко использующийся как на Западе, так и на Востоке). Обычно он изображается в геральдике в виде вертикальной красной линии и обозначает пламя, мужское начало, стремление к победе, призыв не сдаваться. К слову, вертикально поднятое копье или меч издревле олицетворяли Мировое Древо, соединяющее мир мертвых, живых и Богов.

Мы видим Хрустальный гроб, знаменитый сюжет фольклора русских, немецкий, итальянских и даже арабских сказок. Этот гроб проносят ранее мимо космического корабля, стилизованного под легендарную немецкую субмарину U-boot.Как известно, во время обеих мировых воин основную боевую мощь Кригсмарине (немецкие ВМФ) составляли именно подводные лодки, например, легендарные U-48 и U-977, якобы доставившая Гитлера в Аргентину.

Перед нами снова появляется Германия, прошедшая через Первую мировую войну, искалеченная и задушенная золотым ошейником мирного договора, буквально «обрубившего» ноги, оставив страну прикованной к добротному инвалидному креслу. На ее коленях все еще покоится отрубленная голова, бесполезный, горький трофей — враги Германии были повержены, но они все-таки поставили ее на колени.

В одном из кадров боец становится невероятно похож на молодого Адольфа Гитлера.

Теперь перед нами предстает арена по кулачному бою. Такого рода бои без боксерских перчаток были невероятно популярны в начале двадцатых годов в Германии. Двое бойцов символизируют столкновение двух центральных политических сил Германии, возникших в результате революции 1918 года, коммунистов и нацистов.

Этот образ, явно напоминает (особенно. когда негритянка едет на коне) статую германского императора Фридриха Барбароссы — знаменитого немецкого полководца и правителя, но крайне неудачного крестоносца: он утонул в речке по пути в Святую Землю. Ещё образ схож с Карлом Великим, императором империи франков. Да и в целом, если заметить, истории Рима и Германии соприкасаются друг с другом. Будь то противостоянии римлян и германцев, Священная Римская империя, связь с историей папского католического престола, Тройственный Союз, членство в странах Оси (Берлин-Рим-Токио) и в Евросоюзе сегодня.С ним всё особенно интересно. Он одновременно икона партии гибеллинов, которые считали его символом возрождения Италии, и знаменитый своим вольнодумством «мистик на троне», человек широчайшего образования и познаний (в XIII-то веке!). В то же время папство полагало Фридриха II злейшим врагом, еретиком и предтечей Антихриста.

В иконографии Фридрих II часто изображался с соколом в руке или сидящим рядом. В Средние века была популярна легенда, будто император не умер, а скрылся, чтобы в день, когда Германия окажется на краю катастрофы, вернуться и спасти немцев от гибели.

В одной из сцен появляется взрывающийся дирижабль. Это «Гинденбург», построенный в нацистской Германии в 1936 году и потерпевший крушение в 1937-м в Нью-Джерси — тогда погибли 36 человек. После крушения «Гинденбурга» доверие к этому виду транспорта было подорвано, и полеты на дирижаблях во всем мире резко сократились. Участники Rammstein, одетые в дорогие костюмы, идут на фоне огня. Раздаются новые взрывы, вспыхивают новые языки пламени. Всего через несколько лет начнется Вторая мировая война — и у предпринимателей, вложившихся в строительство дирижаблей, появится новая возможность хорошо заработать.Третий Рейх, какой бы основательной не казалась его конструкция, также рухнул подобно этому дирижаблю, оставив после себя горящие руины.

Следующий кадр отсылает нас в целую эпоху в истории Германии. А именно её разделение на западную и восточную части. ФРГ являлась частью западного блока, а ГДР (герб которой висит на заднем плане) относилась к странам социалистического лагеря. Тут во всей красе перед нами предстаёт генералитет ГДР, её правящая верхушка и служба безопасности «Штази».Рейх-то победили, вроде бы всё хорошо. Вот только победили его не сами немцы, а оккупанты. А на смену нацистам пришли партийные боссы ГДР — Тилль Линдеманн в шляпе прямо-таки копирует внешность Эриха Хонеккера, последнего (и многолетнего) первого секретаря Центрального комитета партии СЕПГ. Барельеф Карла Маркса, девушка в ushanka и шлем космонавта с надписью «СССР» тоже явно намекают.

Этот кадр отсылает к знаменитому поцелую Леонида Ильича Брежнева и главы ГДР Хонеккера.

Группа монахов с факелами идёт по подземелью, под их ногами разбегаются крысы. Один из монахов несёт большой крест. Аллюзия на инквизицию c её тюремными казематами. Известно, что именно Германия стала одним из центров «охоты на ведьм», однако инквизиция в этом виновата менее всего, поскольку бо́льшая часть преследований колдунов приходилась на протестантские земли.

Группа прусских солдат, ужинающих при свечах. С определённой степенью уверенности можно предположить, что на видео показаны чины пехотного полка фон Лествица (31-й полк). Сцены повседневной жизни военных очень характерны для немецкой живописи XVIII–XIX веков, и до наших дней дошло множество картин, изображающих солдат и офицеров в различные моменты службы и отдыха. Так что эти кадры можно рассматривать как своеобразный оммаж немецкой академической живописи с её страстью к парадам и военной форме. Ну и не стоит забывать, что XVIII столетие — это Галантный век с его культом удовольствий, и весёлая пьянка очень хорошо отражает настроение эпохи.

2:50. Группа людей в монашеских плащах с капюшонами пирует за столом, на котором лежит тело Германии. Судя по чёрному цвету плащей, это орден доминиканцев — то есть снова отсылки к инквизиции, — а также антихристианский выпад, в котором церковь поедает тело Германии (намёк на то, как во время причастия «едят» тело Христа). Любимая тема антикатолической пропаганды: изображение римской курии, жирующей за счёт денег, которые папство выкачивает из Германии. Всё это действо сопровождается весьма однозначно звучащими словами песни: «Германия — моё сердце в огне». Но поедание мёртвого тела можно рассматривать ещё и как намёк на готическо-вампирическую стилистику, которая в массовой культуре с XIX века сопровождает образ средневековой Германии.

Тюрьма — символ поражения, оккупации после поражения во Второй мировой войне. Летящие с потолка купюры символизируют американский план Маршалла 1947 года, основной смысл которого состоял в значительных денежных дотациях, направленных на восстановление стран Европы.

Германия в карнавальном мундире и каске прусского генерала времён Второй империи идёт по коридору тюрьмы. Здесь есть сразу несколько намёков: и определённая карнавальность стиля правления Вильгельма II, и попытка связать милитаризм с системой подавления свобод. В общем, некий сводный образ Второй империи — от милитаристского карнавала до тюрьмы.

Германия предстаёт в барочном платье с модным по всей Европе конца XVI — начала XVII веков «воротником-жерновом» в испанском стиле. Эта эпоха стала для Германии временем раздоров и расколов. Реформация была причиной постоянных конфликтов католиков и протестантов, что привело к Крестьянской войне, войнам Шмалькальденской лиги и в итоге к Тридцатилетней войне, которая разорила Германию, привела к невиданному упадку немецких государств и гибели множества немцев. А с 1545 года, после Тридентского собора, началось движение Контрреформации, в котором основным полем боя стала как раз Германия.

В этом же кадре мы плавно переносимся в Третий, где перед нам предстают ракеты ФАУ-2 изобретателя Вернера Фон Брауна (кстати говоря, отправившего американцев на Луну, кадр с астронавтами, идущими около подлодки также отсылал нас к фон Брауну). Т. н. «Оружие Возмездия», которое по идее было должно помочь Гитлеру победить в войне.Взлетающая ракета ФАУ-2, символизирует технологический прогресс нацистов, построенный в буквальном смысле этого слова на костях узников концлагерей.

Германия стоит в мундире альгемайне СС (то есть общих, не военных подразделений). На её петлицах — знаки различия, соответствующие чинам от генерал-майора (бригадефюрера) до генерал-полковника (оберстгруппенфюрера). Можно считать это просто «картинкой», а можно попробовать вывести конспирологический намёк на то, что Германия тогда управлялась некоей «силой извне».

Чёрная повязка на левом глазу — однозначный намёк на графа Клауса фон Штауффенберга, несостоявшегося убийцы Гитлера. То есть Германия выступает ещё и в качестве заговорщика против нацистского режима. Это троллинг 80 уровня — стать генералом СС, чтобы превратиться во врага режима.

Участники группы, сами оказавшиеся на виселице, играют не только жертв концлагерей (слева-направо: гомосексуалист, еврей, политический еврей, коммунист), но и простых жителей Германии, на чьей шее завязалась петля нацизма. Глаза у Германии в этот момент горят красным. Она одержима своими страшными идеями настолько, что почти вплотную приблизившись к Дьяволу.

Инквизиторы совместно со штурмовиками НСДАП сжигают книги у подножия памятника маркграфу Альбрехту фон Бранденбургу

В одном из эпизодов клипа средневековые монахи отправляют кого-то на костер, после чего люди в нацистской форме сжигают книги. То есть это перевернутая цитата из стихотворения Генриха Гейне «Там, где сжигают книги, потом будут жечь и людей». В той же сцене нацисты обнимаются с монахами: возможно, это намек на сотрудничество церкви с гитлеровскими властями, но, вероятно, еще и указание на то, что у нацизма глубокие корни в немецкой истории. Жестокостям Гитлера предшествовали кровавые религиозные войны, преследование еретиков, взаимная нетерпимость протестантов и католиков.

Фракция Красной армии

Сцена, в которой солист Rammstein Линдеманн, одетый в женщину, вместе с другими участниками группы берет Германию в заложники и отстреливается от полиции — отсылка к реальному эпизоду, связанному с деятельностью террористической организации «Фракция Красной армии» (РАФ). Леворадикальная организация в 1960-1970 годы вела в Западной Германии «городскую партизанскую войну», в результате которой погибли 34 человека (политики, предприниматели, полицейские, военнослужащие армии США). Вероятно, здесь Линдеманн играет роль одной из основательниц организации Гудрун Энслин.

Проходит время, Германия снова становится единой. Казалось бы, теперь ее жизнь должна наладиться, но даже теперь окутанная гламурным лоском, она продолжает страдать от внутренних противоречий.

Протесты и уличные стычки, показанные ближе к концу клипа, — это майские беспорядки 1987 года, случившиеся в берлинском Кройцберге. В то время там жили молодые радикалы и иммигранты. Демонстрантам удалось вытеснить полицию — ей пришлось оставить район на 36 часов. Громкая победа демонстрантов стала сигналом для остального общества о том, что левые несут с собой такое же насилие, как и полиция, на что и намекает Rammstein. Сегодня Кройцберг превращается в полубогемный район, однако каждое 1 мая тут происходят драки.


После первых же «исторических» сцен с римлянами в кадре появляются космонавты, а восточногерманские чиновники устраивают настоящую оргию, отмечая выход на орбиту первого немецкого космонавта — Зигмунда Йена (26 августа 1978 года). В другой сцене ракета V-2 взлетает прямо из нацистского концлагеря — вероятно, это намек на то, что военные разработки немецких ученых помогли советской космической программе, то есть у прогресса на самом деле страшная история.

Германия в образе непорочной Девы Марии, в окружении традиционных церковных символов: оленей и белоснежных голубей, стоит позади посмертных гипсовых бюстов-масок, небольшой визуальной аллюзии на оформление альбома «Made in Germany».

Дева Мария ждет ребенка, перед ней на коленях стоят херувимы-космонавты, прославляющие скорое пришествие Спасителя.

Тут очевидна аллюзия на Вальхаллу — зал германской славы, мемориал памяти великих немцев, построенный в 1842 году и пополняемый до сих пор. У ног Германии стоит олень — символ Святого Губерта, одного из крестителей Германии, очень почитаемого немцами. Кроме того, в честь Святого Губерта назван один из наиболее старинных орденов Германии и всей Европы — Орден Святого Губерта.

Роды у Германии принимает кардинал, однако вместо долгожданного спасителя она производит на свет волосатых черных щенков. И вряд ли здесь идет аналогия со средневековой верой в детей дьявола, скорее всего Rammstein намекают на проблемы с мигрантами, которых с каждым годом становится все больше на фоне общего демографического спада.

Стоит обратить внимание на постоянно появляющихся в кадре псов. Дева-Германия в золоте ведёт свору на поводках, затем сворой становятся члены группы, одновременно отсылая к квадриге на Бранденбургских воротах Берлина. Чуть позже Дева в сцене, которая иронически (или богохульно, кому как больше нравится) цитирует евангельский вертеп, даёт жизнь новой своре псов.

Космоса в клипе очень много, и космический финал — это размышление о будущем Германии, считают фанаты группы. В конце ролика космонавты гладят беременную Германию по животу. После этого она по необъяснимым причинам рожает нескольких собак и умирает. Теперь у Германии чистый, светлый образ с картин Рогира ван дер Вейдена, хранящихся в Берлинской картинной галерее. Гроб с ее телом улетает в космос.

Самое время пересмотреть клип еще раз. Перевод текста песни можно найти здесь

Автор текста: Сергей Качаев
Источник: Kachaeff
Не стесняйтесь заходить к автору и благодарить за интересное исследование!



Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями 😉