автор обзора: Евгений Валяев

Вышел новый и долгожданный альбом группы Rammstein, анонсированный ранее мощными клипами на синглы Deutschland и Radio. Клипы собрали миллионы просмотров и вызвали бурные обсуждения. Политика, идеология, социальное неравенство, свобода слова – куча затронутых тем клипов не оставили в стороне даже тех, кто не следит за многолетним творчеством коллектива из Германии.

Rammstein добился такого скандала, как ранее происходило только после клипа Stripped, выпущенного в 1998 году. В том клипе были показаны кадры из документального фильма «Олимпия» режиссёра Лени Рифеншталь, который признавался одним из наиболее ярких примеров пропаганды национал-социализма в Германии того времени. После того клипа участников группы обвиняли в симпатиях к идеям национал-социализма. Rammstein временно прекратил исполнять ту песню и даже не выкладывал клип на своём YouTube-канале. Но перед самой премьерой нового альбомы группа выложила тот скандальный клип на своём канале, а за ним вышел и небольшой документальный ролик, посвящённый разбору этого клипа.

После клипов Deutschland и Radio скрывать Stripped просто уже не имело никакого смысла. Уровень критики современного общества, который был предложен в этих работах, просто зашкаливал. В Германии снова поднялись волны возмущений, некоторые из которых призывали даже запретить эти клипы.

Появилось стойкое ощущение, что Тиль Линдеманн со своими коллегами решили выплеснуть в новом альбоме все свои социальные, политические и идеологические претензии, накопившиеся у них за последние десятилетия. Невероятная смысловая плотность текстов дополнялась ещё большей плотностью самих клипов. Буквально в каждом кадре присутствует смысловая нагрузка – аллегории и яркие образы стреляют в зрителя буквально каждую секунду. Вполне вероятно, этот альбом станет жирной точкой на их творческом пути. После такого сделать что-то ещё более важное, серьезное и основательное будет очень сложно.


DEUTSCHLAND – прима всего альбома. Самая мощная, самая насыщенная, самая глобальная. Клип и песню уже разобрали сотню раз. Чтобы понять, что хотели донести до нас авторы, нужно было разбирать клип буквально по стоп-кадрам. Но эта песня всё-таки, в первую очередь, о патриотизме. Хотя исполнитель песни доказывает, что есть много причин не любить Германию, но он все равно её любит. В песне есть слова о Германии – «Will dich lieben und verdammen» (Хочу любить и проклинать тебя). Эти слова центровые и для клипа, и для песни. Автор не хочет смерти Германии, именно поэтому он видит все беды, проблемы, все ошибки в прошлом и в нынешнем времени, он осознает и переживает их. Песня Deutschland показывает нам здоровый патриотизм – не слепое чувство, с помощью которого государства всего мира манипулируют людьми, а ту истинную любовь к своему Отечеству, пропущенную через призму критики и сожалений.

Здорово, что создатели клипа наплевали на политкорректность при создании этих работ. Мы бы не увидели мощных кадров, когда поднимается, например, демографическая проблема и проблема с мигрантами – Германия в образе чернокожей девушки рождает щенков. Щенки – символы чужих. Для кого существует современная Германия? Для своих людей или для чужих? Клип не наполнен оптимизмом, ведь в конце в космос отправляется гроб, который олицетворяет если не современную Германию, то, как минимум, тот образ этой страны, к которому стремилось поколение Тиля Линдеманна.

RADIO не только про свободу слова, плюрализм мнений и авторитарные режимы, но и про непреодолимую дистанцию, существующую между современными государством и обществом, а также про право государства на цензуру. В конце клипа есть кадры, снятые под красными флагами Евросоюза – намёк на то, что Евросоюз использует в своей работе авторитарные методы, характерные для стран восточного блока. Намёк на то, что государства, которые ещё недавно противопоставляли себя авторитарным режимам восточного блока, победив его, стали и сами использовать их методы. В разных кадрах сами музыканты группы представляют себя голограммами, которые невозможно остановить – ни государству, ни обществу. Музыканты рассчитывают на то, что их песни будут вызывать бурные обсуждения, будут звучать призывы к цензуре, но они готовы пройти эту дорогу до самого конца, чтобы донести все свои мысли до своих зрителей.

AUSLÄNDER про миграционный кризис, остро ощущающийся не только в современной Германии, но и во всём Евросоюзе. Само слово Ausländer означает иностранца, но с негативным и даже пренебрежительным оттенком. Если переводить на русский, то можно сопоставить его со словом «понаехавший». Rammstein подаёт эту тему с провокационной точки зрения, преподнося иностранца как человека, приехавшего завоевывать местных женщин. В этой песне куча аллегорий и отсылок. Женщина в этой песне представляет из себя Германию, которая принимает к себе чужих, делая это безотказно и без разбора. В конце песни слова «Иди ко мне, я сделаю тебе хорошо» – это слова мигранта, обращенных к Германии. Приехавший иностранец представляется чем-то временным и сиюминутным. Мигранты не могут стать основой будущего страны. Мигранты могут быть дополнением, но не стержнем страны. Мигранты сиюминутно решают проблему нехватки рабочей силы, но даже в среднесрочной перспективе дарят множество нерешаемых социальных проблем.


ZEIG DICH не оставляет нам каких-то двойных прочтений, она открыто критикует современную религию и современную церковь. Политиков в рясах обвиняют в том, что они «громогласно раздают обещания», «объявляют о преследовании» и «совершают преступления». Упоминают и надругательства над детьми. Но «ангелов нет, когда они нужны» и «ни один Бог не показывается», когда он нужен. В строчках песни можно прочитать разочарование, которое исходит по отношению к современной церкви.

PUPPE – остросоциальная и с очень мощным исполнением песня. Нам рассказывают историю мальчика, который живет с сестрой, работающей проституткой. Из-за переживаемого мальчиком у него ломается психика и это выражается в том, как он играет со своей куклой – открывает ей голову и кусает её. Мы можем предположить, что в будущем этот мальчик вырастет человеком с серьезными отклонениями в психике. Возможно даже он вырастет убийцей или насильником. Песня затрагивает проблемы современного воспитания, брошенности детей. Кукла – это современные гаджеты, с которыми современные дети остаются один на один. Сестра, работающая проституткой – современные родители, которые не уделяют должного внимания своим детям. Эту песню можно сравнить по смыслу с композицией «Чайлдфри» Noize MC и Монеточки, которая призывает родителей, которые не стремятся воспитывать своих детей, не заводить их вообще.

DIAMANT на первый взгляд не представляет интереса для кого-то разбора, но тоже поднимает социальную проблему – привязанности современных людей к материальным вещам. Вся песня посвящена любви мужчины, как мы думаем, к женщине, который восхищается ею, называет её бриллиантом, истинным идеалом. «Ты сделала так, что весь остальной мир вокруг меня исчез» – слова, показывающие истинную любовь. Но в каждом куплете звучат нотки сомнения, что на самом деле эта любовь – не любовь мужчины к женщине, ведь в конце каждого куплета автор кричит «отпусти меня», «ты высасываешь из меня душу». И как итог, признание в том, что объект любви – «всего лишь камень», что-то материальное. Можно предположить и то, что песня может быть отсылкой к тому, что любить только за внешний вид невозможно. Люди любят не оболочку, а человеческую душу. И какой бы не была идеальная женщина, даже красивой как бриллиант, но она оказывается всего лишь красивым камнем, если не затрагивает других нот твоей души.

WAS ICH LIEBE как будто продолжает линию рассуждений о любви в современном обществе. Эта песня отсылает нас к популярной точке зрения, что современный сверхчеловек должен освободить свое сознание от оков нерациональных чувств, в числе которых оказывается и любовь. Герой песни пытается победить в себе чувство любви, он говорит: «Я не люблю то, что я что-то люблю», «Я не должен быть счастлив – если кто-то любит меня, он пострадает», «За счастьем и радостью следуют мучения», «За всё прекрасное надо платить». Набор популярных штампов, которыми современные горожане обосновывают свою отреченность и одиночество. Rammstein не предлагает никаких решений, песня лишь оголяет проблему. Решения, вполне вероятно, предлагаются в других композициях этого альбома.

Линию рассуждений о чувствах и любви продолжают песни WEIT WEG, SEX и HALLOMANN. Первая посвящена любви, которая дает человеку вдохновение, наполняя его воображение красивыми образами, вторая – (понятно по названию) о сексе, третья – о влюбленности двух людей.

В эту же череду песен можно отнести и TATTOO. В ней показывают, как человек реализовывает себя через татуировки. Хотя весьма комично звучит, когда парень набивает татуировку с именем любимой девушки, и это якобы демонстрация высшей любовь, но отношения проходят и парень говорит: «Если ты разлучишь нас, я найду кого-то с таким же именем». То есть показана фанатичность, которая присутствует у людей, которые ну очень любят свои татуировки.

Альбом поделен, грубо говоря, на две части. Одна часть – о политике и социальных проблемах, вторая часть альбома посвящена человеку и его чувствам. Наверное, это отличное сочетание для альбома, который должен стать глобальным продуктом. Символ альбома – это спичка. Спичка несёт много образов. Группа Rammstein представляет себя спичкой, которая пытается разжечь этим альбомом в людях любовь, переживания и небезразличие.

Автор текста: Евгений Валяев
Не стесняйтесь заходить к человеку, потратившему время и силы на шикарный обзор и благодарить!


Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями 😉